Ru

GARGANTUA AND PANTAGRUEL

About performance

18+

Премьера состоялась 12 мая 2014 года

Продолжительность спектакля 2.50 с антрактом


Константин Богомолов, филолог по первому образованию, обращается к тексту, который стал одним из ключевых в культурологии XX века, – к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Именно на этом материале философ и теоретик искусства Михаил Бахтин разрабатывал теорию смеховой культуры, отрицающей серьезность и догматизм. Его представления о карнавале, отменяющем любые иерархии, как нельзя лучше описывают театр, о котором мечтает Богомолов (режиссер, помимо всего прочего, вернул в обиход актуального искусства жанры капустника и умной комедии). «Гаргантюа и Пантагрюэль», самая веселая книга на свете, – текст, такой же принципиальный для режиссуры Богомолова, как и проза его любимого Владимира Сорокина.

Новый спектакль звучит не менее жестким диагнозом современной России, чем предыдущие работы режиссера: «Идеальный муж», «Кара- мазовы», варшавский «Лед» – но вместе с тем отличается от них: вместо антиутопии Богомолов создает утопию. В этом мире, бесконечно далеком от сегодняшнего, тело и культура свободны от иерархий и запретов, а в их отсутствие отношения между друзьями, супругами, детьми и родителями приближаются к идеалу.

Иллюстрировать фантазию Рабле, рисующую великанов, путешествия на край света, чудесные страны за морем – все равно что обречь театр на поражение. Богомолов это знает и апеллирует исключительно к воображению зрителя. Стиль постановки восходит к его минималистским зарубежным работам «Мой папа – Агамемнон» и «Лед»: режиссер демонстративно отказывается от эффектов, доверяя только тексту.

Солистами в этом театре звучащего слова становятся Виктор Вержбицкий, Сергей Чонишвили и Сергей Епишев: три случая, пожалуй, самого точного актерского попадания в эстетику Богомолова.

Режиссер фиксирует тектонические сдвиги в сознании российского человека: конец культуры всеприятия и грядущий «великий холод».
Павел Руднев, «Театрал»

Раблезианские великаны состарились и умерли. Настала эра пигмеев, расчленяющих единую целостность жизни на высокое и низкое, правильное и ошибочное, выстраивающих вертикали и множащих бессмысленные табу.
Анна Степанова


Читать о спектакле на сайте Театра Наций

Press

  • 16/10/2014 —

Team

  • Author — 4906
  • Director — 4905

More

A performance by Konstantin Bogomolov, who is well known for his radical productions in leading theatres of Moscow, St. Petersburg and Europe, based on the novel by a French writer of the 17th century - François Rabelais. <br /> <br /> This time the director explores the nature of the human body. Bogomolov ignores political, religious and social themes of the novel on purpose, in order to fully focus the viewer’s attention on human nature itself. Where is the borderline between the body and soul, feelings and desires, bodily and spiritual? <br /> <br /> <b> Konstantin Bogomolov:<i> </i></b><i>“We constantly deal with concepts beyond us - either weather or politics. However, we constantly interact with our own bodies, which we remember of only when they ache. Rabelais makes a body itself an object for reflection. Our goal is to immerse the audience in bodily feeling that is outside shame. Because Rabelais doesn’t have a concept of shame".</i>