Тема мастер-класса режиссера Бориса Юхананова – «Театр Полноты». На встрече со студентами «Территории» речь пойдет о процессе развития культуры, о закономерностях и метаморфозах искусства, о том, что происходит с театром на фоне цивилизационных сдвигов. Главный тезис Юхананова – обостренное противоречие с расхожей установкой, согласно которой театр родился из мистерии. В той культурологической картине мира, которую предлагает Юхананов, наоборот, мистерия рождается из театра. Цивилизация, пережив катастрофу, вступает в процесс дифференциации: культура дробится и разрушается, измельчается на отдельные территории. В концепции Юхананова, искусство, основанное на психологии. – финальный этап этой дифференциации. Но процесс дробления, завершающийся на наших глазах, дает надежду на возрождение первоначальных смыслов искусства. Время дифференциации завершилось. Начинается сборка. Театр Полноты возвращается. Это прекрасный вызов, отчетливая миссия. Нам предстоит воспользоваться многообразием инструментария, открывшегося культуре. Праздник совокупности, единства - Полноты – уже начался.
Родился в1957 году в Москве. Окончил Воронежский институт искусств по специальности «актер театра и кино» (1979) и мастерскую Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева по специальности «режиссёр драмы» в ГИТИСе (1986).
Во время учёбы работал ассистентом режиссёра в спектакле Анатолия Эфроса «Буря» по У. Шекспиру (1983) и в спектакле Анатолия Васильева «Серсо» по пьесе В. Славкина (Театр на Таганке, 1985). В 1985 году создалнезависимую театральную группу «Театр — Театр»; был одним из организаторов кинематографического движения «Параллельное кино»..
Борис Юхананов – режиссер нескольких десятков спектаклей в театрах России и зарубежья. Работал в Школе драматического искусства, в Московском ТЮЗе, в РАМТе, в Театре им. К.С. Станиславского, в Эрмитажном Императорском театре Петербурга, в Русском драматическом театре Литвы, в Киевской драме, в театре «Саусворк Плейхауз» в Лондоне. Поставил спектакли: «Наблюдатель» по пьесе А. Шипенко (1988), «Октавия» на основе произведений Сенеки, Льва Троцкого (1989), проект «САД» (1990-2001), спектакль-реконструкция «Недоросль» Д. И. Фонвизина (1999), Фауст» (1999-2008), Стойкий принцип (2013).
Более двадцати лет занимается педагогической деятельностью: в 1988 году был одним из основателей Ленинградского Свободного Университета, тогда же организовал Мастерскую индивидуально режиссуры, существующую и поныне. С 1997 по 2002 года руководил режиссёрско-актёрским курсом в РАТИ-ГИТИС.
Юхананов – автор нескольких крупных исследовательских проектов, таких как «Лаборатория Ангелической режиссуры» (2002-2004) и «ЛабораТория. Голем» (2002-2009). Был одним из зачинателей социального театра в России: в 1994-1997 годах осуществил проект «Дауны комментируют мир», направленный на социальную адаптацию людей с врожденными нарушениями развития и воспитание толерантности.
Деятельность Бориса Юхананова, во многом, связана с телевидением и кинематографом. В числе его работ - видеороман «Сумасшедший принц» (1986-1993), «Неуправляемый ни для кого» (1995) и документальная видеомистерия «Назидание» (2010).
С 2013 года – художественный руководитель Электротеатра Станиславский. Среди первых проектов театра – спектакль Теодора Терзопулоса «Вакханки», спектакль Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ», «Синяя птица» в постановке самого Юхананова и оперный сериал на музыку современных композиторов «Сверлийцы».
Мастерская Индивидуальной Режиссуры (МИР) Бориса Юхананова была образована в 1988 году. В МИР режиссура понимается как универсальная профессия до разделения на виды искусств - театр, кино и телевидение. В МИР изучают искусство анализа текста, работу с актерами и другими участниками творческого процесса, а также искусство порождения и управления созидательной энергией, необходимой для осуществления творческого проекта.