План лекции: I. Хайнер Мюллер как самый успешный после Б. Брехта драматург в постмодернистской политической драме: наследие пьесы «Гамлет-машина»: — краткий обзор произведений и творчества Х. Мюллера; — показ документального фильма Рутера и Т. Ирмера о Х. Мюллере «Я не желаю знать, кто я»; — краткий обзор немецкой драмы до 1989 года: значимые фигуры разделенной Германии (Штраус) и Австрии (Йелинек); — формальное наследие: постдраматический театр и его политическое значение. II. Немецкая драма после объединения Германии: новейшая история (ранние 1990-е годы): — соотношение драмы и новой реальности; — роль драматургов в отношениях между “hip-wonder” и “marginal”. III. Рождение новой немецкой драмы: влияние Кейна и Равенхилла: — история развития новой немецкой драмы под импульсом “New Brits”; — основные представители нового театра и их главные темы: Лоэр, Т. Вальзер, Ринке, М. фон Майенбург — между социологией, поэтической экспрессией и традициями; — многообразие новой немецкой волны: программа и эксперимент. IV. Настоящее время: — темы и форма нового театра: Лукас Берфусс и Оливер Клук; — популярные драматурги без новых постановок после премьеры: немецкий провал; — меры по поддержке и развитию театра: молодые драматурги в сложном положении. V. Влияние драматурга. Есть ли стимул становиться Хайнером Мюллером или стоит продолжать просто заниматься своим делом? Зачем необходимо нести информацию зрителям? — новая драма: слабый импульс; — правда — это литература или театр?