Книга Серафима
18+

1 час 20 минут

Премьера: Электротеатр Станиславский, 20 февраля 2020

Электротеатр Станиславский
О ПРОЕКТЕ
По поэме Уильяма Блейка «Книга Тэль» и фрагменту романа Федора Достоевского «Бесы»

Опера

В спектакле используется перевод Константина Бальмонта поэмы Уильяма Блейка The Book of Thel на русский язык («Книга Тэль», 1921) и перевод Вирджинии Вульф (и Сэмюэля
Котелянского) фрагмента романа Достоевского «Бесы» на английский язык (Stavrogin's
Confession, 1922).

В опере «Книга Серафима» Александра Белоусова смонтированы два произведения: первая пророческая поэма Уильяма Блейка «Книга Тэль» (1789) о дочери Серафима, которая в поиске причины своей тоски обращается к Лилии Долин, потом к Облаку и Червю и, наконец, попадает в лоно Земли, где обнаруживает источник страдания человека; и глава «У Тихона» из романа Достоевского «Бесы», где главный герой, Николай Ставрогин, беседует с архиереем Тихоном, представив ему письменное свидетельство своих прошлых грехов.

В обоих случаях речь идет о Желании. Желание человеку дано. И, если Блейк, за столетие до Фрейда, только обнаруживает желание, как источник движения человека, то Достоевский предлагает способ осознанной работы с ним.

Название «Книга Серафима» отсылает нас к имени отсутствующего рассказчика – того, чьими глазами зритель видит и слышит историю, того фантастического ветхозаветного существа, чье изображение помещает Блейк на последней странице собственноручного издания своей поэмы.

Премьера оперы состоялась 20 февраля 2020 года на Малой сцене Электротеатра Станиславский.

Петр Поспелов, Ведомости: «"Книга Серафима": оба текста в ней соединены, они звучат по-русски и по-английски в симметричных переводах и изумительно сливаются. Тут все сошлось вместе: авторское искусство режиссера и композитора как создателя Gesamtkunstverk, мастерство певцов вокального ансамбля N'Caged, вместе с которыми поют и играют драматические актрисы, видео, танец, фонограмма и свет».


*Gesamtunstverk - термин, введенный в обращение композитором Рихардом Вагнером в середине XIX века, его дословное значение - „совокупное художественное произведение". Этим понятием Вагнер стремился описать «искусство будущего», которое виделось ему как синтез, объединение всех видов искусств.

Александр Белоусов
Композитор и режиссёр
Ася Мухина
Художник
Арина Зверева
Музыкальный руководитель
Александра Конникова
Хореограф
Алексей Наумов
Художник по свету
Команда
  • Режиссер и композитор:Александр Белоусов
  • Художник: Ася Мухина
  • Музыкальный руководитель:Арина Зверева
  • Хореограф: Александра Конникова
  • Художник по свету: Алексей Наумов
  • Саунд-дизайн: Олег Макаров
  • Солисты: Ольга Россини, Сергей Малинин, Дмитрий Матвиенко (ансамбль N'Caged); Алена Парфенова, Светлана Мамрешева, Владимир Красов, Илона Буль, Елена Быркина, Александра Верхошанская, Алена Кахута,Татьяна Перевалова
  • Танцующая солистка: Екатерина Андреева