Третий по счету аудиовизуальный перфоманс Лаборатории современного искусства из Новосибирска в серии «Коромысли», выдвинутый на премию «Золотая Маска-2023» в номинации «Эксперимент».
Спектакль создавался в рамках театрального фестиваля «Толстой» в Ясной Поляне и посвящен теме детства. В его основе – музыкальное осмысление/переосмысление фольклорных традиций, связанных с рождением и первыми годами жизни ребенка (до 7 лет).
Четыре актрисы поют русские народные песни, а собранный создателями фактологический материал транслируется титрами над их головами — так зрителю объясняют, откуда появились те или иные понятия и традиции: скажем, почему пуповину хранили в узле или зачем клали ребенка в печь, почему новорожденного нельзя было никому показывать первые 40 дней и т.д. Связь спектакля с творчеством Толстого, в родных местах которого создавался спектакль, не очевидна, но она есть: писатель уделял большое внимание воспитанию детей как своих, так и чужих.
Тонкая, лиричная и проникновенная работа отзывается в сердце зрителя, пробуждая детские воспоминания, и «протягивает» невидимую нить между прошлым и настоящим, городом и деревней, язычеством и православием.
«Традиция формировала детей: через песни они развивали когнитивные способности, открывали реальность, узнавали свое тело, а через игры – усваивали свои гендерные и социальные роли. Третья часть аудиального перформанса «Коромысли» раскрывает традиционное отношение к детям, показывает, что пели ребенку и о чем пели сами дети». (Полина Кардымон)