«Территория» существует уже 15 лет, и все эти годы она была не только крупным международным фестивалем, представляющим наиболее значительные достижения современного искусства, но и школой, дающей участникам из самых отдалённых уголков России и стран зарубежья возможность получить уникальный опыт общения и взаимодействия с известными специалистами в области театрального дела. Мастер-классы и лекции на фестивале проводили Роберт Уилсон, Деклан Доннеллан, Ян Фабр, Димитрис Папаиоанну, Теодор Курентзис, Штефан Кэги, Андрей Могучий, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Валерий Фокин и многие другие. Всех и не перечислить. В этом году профессиональная программа возвращается в очный формат: 50 участников программы смогут принять участие в творческих встречах, мастер-классах и экскурсиях по ключевым культурным площадкам Москвы.
Открытие профессиональной программы и запуск одиннадцатидневного театрального марафона. На встрече арт-дирекция познакомится со всеми студентами профессиональной программы, которым нужно будет подготовить домашнее задание: придумать ёмкое и яркое представление себя и своего профессионального опыта.
13:00 – 15:30
Театрально-культурный центр имени Вс. Мейерхольда — одна из главных точек на театральной карте Москвы. Это первая площадка, с которой познакомятся студенты профессиональной программы и где они проведут весь первый день программы. Пространство ЦИМа идеально отражает художественный подход этого театра: многоуровневое, открытое для зрителя пространство со сценой-трансформером, готовой принять любую театральную идею. В этот день проводником на площадке станет художественный руководитель ЦИМа, арт-директор «Территории» Дмитрий Волкострелов. Его экскурсия по ЦИМу перейдет в режиссерский мастер-класс.
Дмитрий Волкострелов Актер, режиссер, основатель и участник независимого театра «театр post», с февраля 2020 года — художественный руководитель Центра имени Вс. Мейерхольда. В 2013 году получил специальный приз жюри премии «Золотая маска», а в 2020 году стал лауреатом в номинации «Эксперимент» за спектакль «Хорошо темперированные грамоты».
16:00 – 18:00
Как театру говорить со зрителем и зачем давать публике возможность участвовать в беседе, дискутировать и высказываться? Центр им. Вс. Мейерхольда — уникальная театральная институция, создающая возможности для коммуникации и взаимодействия всех участников театрального процесса: художников, артистов, администрации и, конечно, публики. Директор ЦИМа Елена Ковальская расскажет о развитии аудитории: о теории и практике ЦИМа, как работают над коммуникацией со зрителями художники, почему в театре очень важен маркетинг, и как будет устроен открывающийся в сентябре педагогический отдел.
Елена Ковальская Театральный критик. Работала обозревателем журнала «Афиша». С 2006 по 2012 годы руководила Фестивалем молодой драматургии «Любимовка». С 2012 по 2014 руководила проектом «Школа театрального лидера». С 2013 года была арт-директором Центра имени Вс. Мейерхольда, с 2020 года стала там директором.
Часто телесная работа драматического артиста на сцене — это только то, что артист демонстрирует: выученный рисунок, номер, участие в мизансцене. Работа с телом может представлять намного более глубокий и сильный внутренний процесс. Как инвестировать тело в процесс? Как работать с фокусом внимания? Как научиться работать с разными физическими и психофизическими состояниями? Это занятие даст опыт погружения в себя и работы со сценическим образом изнутри.
Анна Абалихина Танцовщица и хореограф. Окончила Московский хореографический лицей и Rotterdam Dance Academy в Нидерландах, работала в труппе Galili Dance Company и участвовала в различных международных танцевальных проектах в Голландии, Германии, Португалии. Резидент American Dance Festival. Обладательница премии «Золотая маска» 2015 года за спектакль «Экспонат/Пробуждение».
10:00 – 13:00
Кирилл Люкевич: «Для меня в театре одной из ключевых вещей является обмен опытом и диалог. Именно этим мы и займемся. Выйдя в город, мы поговорим о театре в нетеатральном пространстве: о том, как он стыкуется с окружающей средой, откуда взять темы, как работать в таких условиях, как создать мир вокруг спектакля, какие проблемы и плюсы возникают при работе над таким проектом. На практике мы сделаем небольшое внедрение в пространство. Мы также поговорим о свидетельском, документальном и синтетическом театре сегодня».
Кирилл Люкевич Режиссер. C 2013 года сотрудничает с театрами Санкт-Петербурга: Morph, «На Неве», «Суббота», Karlsson Haus, Александринский театр, «театр Цехъ» и др. В 2014 создал театр «НеМы». Участник, спикер и куратор лабораторий по современному театру: «Точка доступа», «Территория», «Маска плюс», СТД и др. В 2020 году уличный спектакль 4elovekvmaske получил премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».
13:00-13:45, 13:45-14:30
Прогулка по одному из самых необычных театральных пространств Москвы. В прошлом консервативный и не слишком популярный у зрителя Театр им. Н. В. Гоголя, «Гоголь-центр» стал собой в 2012-м, когда художественным руководителем театра был назначен режиссер Кирилл Серебренников. Так началась история одного из главных культурных центров Москвы, известного и мощным репертуаром, и уникальной площадкой, где ломается привычное представление о коммуникации с аудиторией.
13:00 – 15:00
Екатерина Якимова прошла на фестивале путь от координатора одного спецпроекта в 2007 году до директора фестиваля с 2012. Встреча с ней — уникальная возможность узнать, как устроена «Территория» изнутри. Что такое фестиваль как художественный и продюсерский продукт? Как складывается программа и как не прогадать с выбором спектаклей? Как «Территория» менялась последние 16 лет и как переживала турбулентность последней пятилетки — от пандемии до полной смены состава арт-дирекции?
Екатерина Якимова Продюсер, директор фестиваля «Территория». С 2003 по 2009 год работала в дирекции фестиваля «Золотая маска». С 2004 по 2006 год — координатор международных проектов фестиваля NET. В 2012–2015 годах — заместитель директора по развитию Театра наций. С 2020 года преподаёт в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина.
16:00 – 18:00
На мастер-классе «Начало истории» драматург Михаил Дурненков поделится методиками выращивания сюжетов и упражнениями, предназначенными, чтобы сделать первые шаги от идеи к сюжету. Точкой отсчета рабочего процесса станет домашнее задание: участники должны «принести» на мастер-класс конкретное событие из общественной жизни, которое их поразило или сильно зацепило.
Михаил Дурненков Драматург, сценарист, с 2013 по 2019 год — руководитель фестиваля «Любимовка». Участник движения «Новая драма», сотрудничал с Театром.doc. Писал пьесы по заказу Royal Shakespeare Company, был участником резиденции театра Royal Court. С 2011 года — куратор России на фестивале «New Plays from Europe[en]» (Висбаден). Лауреат премии «Золотая маска» за пьесу для спектакля «Утопия» в Театре Наций.
Встреча с мэтром бельгийского театра, режиссером и художником Яном Фабром. Формат мероприятия будет гибким: и творческая беседа, и вопрос-ответ, и групповая рефлексия на тему увиденного накануне спектакля «Изменчивая сила любви».
Ян Фабр Бельгийский художник, скульптор, режиссер, хореограф, сценограф. Основатель компании Troubleyn. В 2016 году в Эрмитаже прошла первая в России выставка Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты». В 2009 году спектакль «Оргия толерантности» был показан на фестивале NET, а «Бельгийские правила» в 2017 году привез в Россию фестиваль «Территория».
15:00-17:00
Встреча с хореографом Даной Яхаломи станет первым этапом подготовки перформанса, в котором 4 октября примут участие студенты и публика со стороны. Начнем со знакомства, обсуждения прошлых проектов Даны и того, как соединяются акционизм и хореография.
15:00-17:00
Интерактивная экспозиция Еврейского музея и центра толерантности превращает визит в настоящее путешествие не только по истории и традициям еврейского народа, но и по общекультурным областям. Кроме того, этот музей — уникальное пространство: он находится в здании Бахметьевского гаража, который был создан главными авангардистами от архитектуры — Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым. В ходе экскурсии мы посетим не только постоянную экспозицию, но и остальные части центра: кинозал, лекторий, рекреацию и многое другое. Вашими проводниками на площадке станут главный куратор музея Лия Чечик и ее коллеги.
16:00 – 18:00
Практика художественной сцены последних лет приучила нас, что барьеры между жанрами и видами искусства окончательно рухнули, образовав новую, постоянно меняющую очертания реальность современного искусства — феномена, который оперирует всем художественным инструментарием, доступным сегодняшнему автору, и неуклонно захватывает всё новые и новые территории. Лекция куратора Дмитрия Ренанского посвящена месту музыки в этой реальности. Как композиторы работают на современной кросс-дисциплинарной сцене? Какой может быть музыка сегодня? Какие коллаборации с другими видами искусств может образовывать — и что она может дать им?
Дмитрий Ренанский Куратор, театровед, музыкальный критик. Куратор фонда V–A–C (Москва), советник генерального директора Пермского театра оперы и балета. Помощник художественного руководителя «театра post», сооснователь творческого объединения «Опергруппа». В 2013–2016 гг. — заместитель главного режиссера, программный директор Новой сцены Александринского театра. Курировал выставочные проекты в Санкт-Петербурге и Венеции.
Самые интересные проекты всегда рождаются на стыке жанров, в неожиданных партнерствах и коллаборациях. О них и поговорим. Познакомившись с многопрофильным пространством пятиэтажного Образовательного центра Московского музея современного искусства, мы встретимся с директором фестиваля Екатериной Якимовой и заместителем директора ММОМА Алексеем Новосёловым. На примере совместного проекта фестиваля и музея, перформанса Жозефа Хаджа, обсудим, как рождаются подобные коллаборации, как их организовывают, чему фестиваль «Территория» научился у ММОМА и чему музей научился у фестиваля.
Алексей Новосёлов Историк искусства, куратор, заместитель директора ММОМА. Один из инициаторов и руководителей программы сотрудничества ММОМА и фестиваля «Территория». Член экспертного совета VI Московской международной биеннале молодого искусства и конкурса на участие в арт-резиденции Gogova Foundation. В 2020 году стал комиссаром Московской международной биеннале молодого искусства.
13:00 – 15:00
Журналисты, наверное, всегда благодарят Жозефа Наджа за творческую всеядность: ведь балетоведы могут писать, что он хореограф, театральные критики назовут его режиссером, а искусствоведы — художником. Правы будут все. Надж сочетает в своем творчестве все, чем он в разное время увлекался: от живописи до боевых искусств. Он мультидисциплинарный художник, не попадающий в строгие рамки ни одного вида искусства. «Мнемозина» как раз подтверждает вышесказанное: перформанс поделен на две части, и в первой мы можем рассмотреть фотовыставку работ самого Наджа, а во второй уже увидеть его исполнение на сцене. Паблик-ток с Жозефом Наджем проведет Вита Хлопова — исследователь современной хореографии, лектор, куратор книжной серии Garage.Dance, эксперт фестиваля «Золотая маска».
Жозеф Надж Французский хореограф венгерского происхождения, фотограф и режиссёр. С 1995 по 2017 год возглавлял Национальный центр хореографии в Орлеане. В 2006 году был приглашённым художественным руководителем Авиньонского театрального фестиваля. В 2008 году на фестивале «Территория» состоялись показы спектакля Наджа «Антракт» по мотивам китайской «Книги перемен».
16:00–18:00
Тренинг позволит погрузиться в художественный мир Жозефа Наджа, познакомиться с его пластическим языком, понять, как разные виды искусства могут перекликаться в едином произведении. Эта встреча предоставит редкую возможность профессионалам и начинающим перенять опыт мультидисциплинарного художника с мировым именем.
15:30 – 18:30
«Общественное движение» — это перформативная исследовательская группа, которая инсценирует политические акции в публичных местах. Участники изучают социальный элемент хореографии и разного рода ритуалы внутри этого направления искусства. «Общественное движение» выступало в известных художественных институциях по всему миру, включая Тель-Авивский музей изобразительных искусств, Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, театр Хеббель-ам-Уфер в Берлине, Биеннале азиатского искусства в Тайбэе, Австралийский центр современного искусства в Мельбурне и фестиваль «Штирийская осень» в Граце. Обладатели нескольких наград в категории Essential Art Prize (2021).
Дана Яхаломи Соучредитель и директор Общественного движения, перформативной исследовательской группы, инсценирующей политические акции в общественных местах. Группа выступала на известных арт-площадках мира: США, Израиле, Германии, Австрии, Тайбэе, Австралии и многих других. Общественное движение завоевало несколько наград в категории Essential Art Prize (2021).
На встрече Таус Махачева расскажет о методологии работы над художественными проектами: о зарождении и развитии идей работ, о взаимодействии с институциями и другими участниками художественной среды, о формировании бюджета и отчетности, а также о последующей архивации. Под коллективным генеративным подходом художница подразумевает работу в коллаборации с другими людьми, в процессе которой происходит моделирование происходящего. Этот подход связан с поиском возможностей для роста и изменения вместо продуцирования отсутствия (даже в ситуации отсутствия он нацелен на поиск присутствия).
Таус Махачева Художница. Окончила факультет изобразительных искусств Голдсмитского колледжа (2007), программу «Новые художественные стратегии» в ИПСИ (2009) и получила степень магистра в Королевском колледже искусств в Лондоне (2013). Работы Махачевой были представлены на Йокогамской триеннале (2020), Лахорской биеннале (2020), Биеннале в Каунасе (2019), Лионской биеннале (2019), Рижской биеннале (2018), Ливерпульской биеннале (2018), на Манифесте (2018), Инчуанской биеннале (2018), Венецианской биеннале (2017), на Триеннале современного искусства в «Гараже» (2017), Шанхайской биеннале (2016), Киевской биеннале (2015), Биеннале в Шардже (2013), Московской биеннале (2011). Живёт и работает в Москве.
14:00 – 16:00
Режиссер Тимофей Кулябин и драматург Илья Кухаренко расскажут о своем опыте совместной работы над оперными постановками. Какие подводные камни ждут режиссера драматического театра, который ставит оперу? Когда и как ему поможет драматург? Как найти «своего» драматурга и организовать осмысленную совместную работу? Какие проблемы и вызовы представляет система долгосрочного планирования для режиссуры и как работа с драматургом позволяет ответить на эти вызовы? Как это сотрудничество развивается в мировой театральной практике и какие дает результаты?
Тимофей Кулябин Театральный режиссер. С 2015 года — главный режиссер «Красный факел» в Новосибирске. Его спектакль «Онегин» получил спецприз жюри фестиваля «Золотая маска» (2014), как и постановка «Три сестры», принимавшая участие в одном из крупнейших фестивалей Европы Wiener Festwochen. Ставит спектакли в Большом театре, Новосибирском театре оперы и балета, в Театре наций, в Рижском русском театре и др. В 2017 году выпустил «Риголетто» в оперном театре в Вуппертале (Германия), в 2019 — спектакль «Нора» по пьесе Ибсена в цюрихском Schauspielhaus.
Илья Кухаренко Театральный критик, драматург. Печатался в изданиях «Известия», «Труд», «Газета.ру», Vogue и др. Работал на телеканале «Культура». В 2012–2013 годах работал в Новосибирском театре оперы и балета помощником директора по развитию. После — арт-директор новосибирского киноконцертного комплекса «Победа». В 2018 г. выступил куратором и драматургом проекта «Кантаты Lab.» в Большом театре и спектакля «Закрой мне глаза», поставленного Анной Абалихиной на «Арт-лаборатории» фестиваля «Территория». В качестве драматурга работал с Тимофеем Кулябиным над постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирске и оперы «Русалка» на Новой сцене Большого театра.
Участница Peeping Tom Лорен Ланглуа проведёт двухчасовой мастер-класс, на котором расскажет, как выражать эмоциональное состояние через движение. В ходе тренинга, совмещающего движения и голос, вы найдёте новые пути взаимодействия с собственным телом. Кроме того, Лорен приоткроет для вас к внутренний мир персонажа из спектакля «Триптих: Пропавшая дверь, Потерянная комната, Спрятанный этаж» и поделится тем, как работать со сценическим воплощением образа.
Лорен Ланглуа В 2011 году стала членом Сиднейской танцевальной компании под художественным руководством режиссёра Рафаэля Боначела. В 2012 году переехала в Мельбурн. Сотрудничала с Анук ван Дейк. Получила премию Green Room за участие в постановке Complexity of Belonging в 2015 году. Работает с Новозеландской школой танцев, танцевальной компанией Footnote (Новая Зеландия), Академией исполнительских искусств Западной Австралии, танцевальной группой Chunky Move и Сиднейской танцевальной компанией. Присоединилась к Peeping Tom в 2020 году.
10:00–12:00
Во время двухчасового мастер-класса танцор Peeping Tom Панос Малактос поможет раскрыть потенциал движения вашего тела, добиться подвижности суставов и определить пределы организма — как физические, так и эмоциональные. Панос станет проводником на вашем пути к овладению телом на танцевальной площадке и за её пределами с учетом ваших индивидуальных качеств и особенностей.
Панос Малактос В Израиле работал с танцевальной группой Fresco, сотрудничал с танцевальным театром Inbal. Работал с хореографом Джейсоном Мабаной, режиссёром Элиасом Адамом и актрисой Стилианой Иоанну. Ставил собственные постановки для танцевальных фестивалей и театров. Его сольный номер Hire me, please завоевал премию молодого хореографа на Cyprus Choreography Platform 2019. Панос также работает в Compagnie Tabea Martin. Присоединился к Peeping Tom в 2020 году.
13:00–14:30
Студио тур — возможность заглянуть в мастерскую художницы и понять, как происходит работа над новыми произведениями. Как дополнение к знакомству с закулисной частью работы Таус Махачевой поговорим о работе команды, напрямую влияющей на творческий процесс. Так, главная архивистка Марина Истомина расскажет о внутренней работе с физическим и цифровым архивом.
На встрече режиссер Наталья Менендес расскажет о Teatro Español и стратегиях развития театра: объединение разных дисциплин (драма, перформанс, танец, цирк, семейный театр), укрепление позиций современных авторов, актуализация классики и упор на международные проекты. Одной из международных копродукций стал российско-испанский проект «Кальдерон Дуо / Calderon Duo». Премьера его части по пьесе Педро Кальдерона «Жизнь есть сон» состоится на «Территории». Наталья Менендес расскажет об опыте работы с российскими артистами, об этапах воплощения замысла и о современных смыслах этой философской драмы.
Наталья Менендес Режиссер, руководитель TeatroEspañol (Мадрид), куратор. Поставила около тридцати драматических и музыкальных спектаклей. Автор пьес и инсценировок. Преподает на курсах, семинарах и читает лекции в Европе, Америке, Африке и Азии. С 2010 по 2017 год была руководителем фонда Международного фестиваля классического театра в Альмагро. В 2020 году была удостоена звания кавалера ордена Искусств и литературы.
13:00 – 15:00
Борис Павлович: Мне хотелось бы предложить участникам класса взглянуть на драматическое искусство как на мастерство смены аспекта. Знаете, есть такие хитрые картинки, которые могут становиться то уткой, то зайцем. Ты видишь зайца, а потом пригляделся — и вдруг увидел утку. Подвох в том, что невозможно видеть оба силуэта одновременно. Всё зависит от того, как упал взгляд. Каждая вещь в этом мире способна оказываться до неузнаваемости разной в зависимости от того, в каком аспекте мы её воспринимаем. И конечно, аспектов в реальности не два, а бесконечное множество. Каким образом мы можем работать с этим в рамках нашей профессии? Давайте вместе посмотрим.
Борис Павлович Режиссер, педагог. С 2003 по 2013 годы был художественным руководителем «Театра на Спасской» (Кировский ТЮЗ). В 2003 по–2013 годы был художественным руководителем Кировского театра юного зрителя «Театр на Спасской». СВ 2013 по –2016 гг. Затем руководил отделом социально-просветительских программ БДТ им. Г. А. Товстоногова и. Руководил инклюзивным проектом «Квартира». Дважды лауреат «Золотой маски», автор ряда пьес и статей о театре.
16:00 – 18:00
Путешествие по Электротеатру — это знакомство с уникальным театральным пространством, соответствующим главным трендам мирового театра, и погружение в театральную историю важной для московской культурной хроники локации. В 1915 году здесь открылся кинотеатр «Арс», а в 1950-м здание получил Московский драматический театр им. К. С. Станиславского — преемник Оперно-драматической студии К. С. Станиславского, открытой в 1935 году. Символическое наследие этих трех мест — драматического театра, оперно-драматической студии и кинотеатра — Электротеатр Станиславский берет с собой в новую эпоху. Сегодня это территория, где происходят смелые театральные эксперименты и рождаются самые неожиданные художественные идеи. О миссии и художественном курсе Электротеатра мы поговорим с автором программы обновления и художественным руководителем театра Борисом Юханановым — режиссером, теоретиком театра и педагогом, учеником Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева.
Борис Юхананов Российский режиссёр театра, кино и телевидения, продюсер, педагог, писатель и художник. Создатель первой в СССР независимой театральной группы «Театр Театр» (1985). Один из основателей движения «Параллельное кино», автор видеоромана «Сумасшедший принц». В 1988 году основал Мастерскую индивидуальной режиссуры (МИР), существующую и по сей день. Поставил более 40 спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге, Амстердаме, Вильнюсе и других городах. В 2013 году Борис Юхананов возглавил бывший МДТ им. К. С. Станиславского и переформатировал его в Электротеатр Станиславский.
Человек платит за незабываемые минуты своей жизни, подготовленные творческими командами в разных жанрах на разных площадках и территориях. Сильные и приятные впечатления проникают в наш внутренний мир, оставляя самые ценные воспоминания. На стыке каких областей впечатлений находятся самые незабываемые из них? Как классифицируются впечатления? Как работает экономика впечатлений? Ответив на эти вопросы, мы проанализируем впечатления слушателей образовательной программы, накопленные к моменту встречи, и постараемся прийти к пониманию, как структурировать полученную информацию, как ее дальше применять и с помощью каких инструментов можно выстроить процесс воплощения идей и создания тех самых незабываемых впечатлений.
Анастасия Разумовская Театральный продюсер, генеральный продюсер Московского театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова. Работала над выпуском оперных премьер с режиссерами Римасом Туминасом, Александром Тителем, Владимиром Алениковым и другими; с дирижерами Марко Армильято, Владимиром Юровским, Тимуром Зангиев и другими. С 2014 года читает курс «Управление проектами» на продюсерском факультете Школы-студии МХАТ. С 2020 года преподает в РАНХиГС и в МГХПА им. С. Г. Строганова.
14:20-17:00
«Театрократия» — грандиозный междисциплинарный проект парка-музея «Царицыно». Выставка о становлении русского музыкального театра в XVIII веке и императрице Екатерине II как прогрессивного театрального деятеля. Над проектом работала команда музейных и театральных кураторов: она собрала экспонаты из 29 музеев и подготовила сразу две театральные премьеры в пространстве выставки. С ними мы познакомимся сразу после экскурсии, которую проведут кураторы выставки драматург Илья Кухаренко и художник Алексей Трегубов. Оригинальной продукцией «Театрократии» стал оперный VR-спектакль — редкая возможность не просто услышать уникальные фрагменты русских и итальянских опер XVIII века, но и оказаться внутри сложного виртуального театрального действа. Необычный опыт погружения в мир барокко обсудим с режиссером спектакля Михаилом Патласовым.
18:00
На встрече режиссер расскажет об уникальном жанре кукольной оперы, его возможностях и ограничениях, а также об идее спектакля, представляющего уникальный барочный материал через современные театральные технологии. Совместно с музыкальным руководителем проекта Петром Айду Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов создали концепцию кукольной оперы будущего: без солистов и музыкантов, но при этом с полным погружением в объемное звучание музыки, декораций и кукол.
Трикстер Театр «Трикстер» основан в 2010 году Марией Литвиновой и Вячеславом Игнатовым, выпускниками СПбГАТИ, до этого работавшими в московском театре «Тень». На их счету около тридцати постановок в России, Германии, Великобритании и других странах. Участвуют в совместных проектах с Театром наций, Центром им. Вс. Мейерхольда, центром современной хореографии ЦЕХ. Резиденты Центра драматургии и режиссуры. Трижды становились участниками «Арт-лаборатории» фестиваля «Территория».
Игорь Яцко Актёр театра и кино, режиссёр. C 2007 по 2014 год главный режиссер театра «Школа драматического искусства». С 2014 года — педагог мастерской А. В. Галибина в РАТИ-ГИТИС, художественный руководитель режиссёрско-актёрской лаборатории в театре «Школа драматического искусства». С 2015 года — педагог и режиссёр в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова. С 2017 года преподает в Институте культуры и искусств МГПУ.
16:00-18:00
Еще одна площадка, без которой невозможно представить московский культурный ландшафт. Это музей современного искусства, где выставочную программу дополняет масштабная исследовательская и просветительская деятельность. «Гараж» был открыт в 2008 году в здании Бахметьевского автобусного гаража — отсюда и появилось название. В 2012 году музей переехал в новое здание, переделанное архитектором Ремом Колхасом из здания ресторана 1968 года. Мы прогуляемся по трем этажам музея и поговорим с сотрудниками о его миссии, задачах, возможностях и многочисленных междисциплинарных проектах.
20:45 – 21:45
Встреча-обсуждение с Петром Айду пройдет прямо на сцене, где проходил акустический перформанс «Антропоценфония». Пианист, композитор, режиссер Петр Айду представит уникальный набор инструментов, из которых сложился «постапокалиптический оркестр». Как звучит индустриализация? Можно ли расслышать музыку в шуме производственных машин? Как поиски нужного звука приводят композитора к извлечению музыки из полицейской дубинки, колеса от скейтборда, фанерных ящиков и посуды?
Петр Айду Пианист, композитор, режиссер. Автор музыки для Alternative Hair Show (совместно с Иваном Лубенниковым) в Королевском театре Ковент-Гарден (Лондон). Автор и участник музыкальных перформансов в театре «Школа драматического искусства» и «Сатириконе». Перформанс «Звуковые ландшафты» (ШДИ, 2015) получил премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». Преподает дисциплину «камерный ансамбль» в Московской консерватории. Коллекционирует раритетные исторические рояли и клавишные.
Мастермайнды — единственная точка, где дружная команда из пятидесяти студентов разделяется по направлениям. Каждая профессиональная группа, будь то режиссеры или хореографы, получает своего собственного куратора, а вместе с ним — возможность профессиональной консультации. Мероприятие поможет собрать и проанализировать впечатления от основной и образовательной программ фестиваля, а главное — даст практические рекомендации в ответ на запросы участников.
10:00-12:00
Экскурсия познакомит нас с устройством одного из главных столичных музыкальных театров. После прогулки по зрительской части перейдем к разговору о роли образовательных программ в театре как способе работы с аудиторией и изменения имиджа театра. Как вписать новую образовательную структуру в существующую систему театра? Как работать с детьми разных возрастов и как заинтересовать взрослых? До какой степени стоит открывать зрителю внутреннюю жизнь театра? Как использовать образовательные программы для привлечения дополнительного финансирования и может ли такая работа поднять продажи билетов?
Алиса Спирина Куратор профессиональной программы «Территории», руководитель образовательного кластера «Новой оперы», куратор образовательной программы к выставке «Театрократия» в Царицыно, в прошлом создатель и руководитель образовательного проекта «Студия МАМТ». Педагог, театральный переводчик.
13:00 – 14:30 14:45-16:15
На мастер-классе Иван Естегнеев коснется таких важных физических координат, как жестикуляция, прикосновение, экстремальность, спонтанность — всего того, чем люди пользуются в жизни. Участники попробуют разобраться, чем уровень возможностей тела, его открытости и чувственности в жизни, отличается от игры в театре. Мастер-класс позволит больше узнать о собственной физике, о том, как использовать свое тело по максимуму и смело шагать на территорию невербального театра.
Иван Естегнеев Хореограф. Соучредитель и художественный руководитель компании «Диалог Данс». Дважды стипендиат и участник международной резиденции на American Dance Festival (США) в 2008 и 2009 годах. Арт-директор Международного фестиваля «Диверсия» и арт-площадки СТАНЦИЯ (Кострома). Работает в дуэте с Анной Абалихиной. Последние годы активно работает как хореограф в драматических театрах. С 2016 по 2020 год регулярно сотрудничал с польским режиссером Гжегожем Яжиной в постановках в России, Польше и Китае. С 2016 года преподает в Московской школе кино на курсе Ингеборги Дапкунайте. С 2018 года ведёт лабораторию физического театра Dialog Lab в Москве.
В финале программы познакомимся с самым обсуждаемым этой осенью пространством — «ГЭС-2». Здание, приобретенное в 2014 году фондом V–A–C, — бывшая электростанция, переосмысленная бюро Renzo Piano Building Workshop. Весь комплекс Дома культуры «ГЭС-2», включая уличное пространство, занимает обширную территорию в 20 тысяч квадратных метров. Внутри разместятся галереи, учебный центр, библиотека, столовая, кафе, ресторан, корпус для художественных резиденций и зал-трансформер на 420 посадочных мест со стеклянной стеной и видом на березовую рощу. Еще не открывшийся Дом культуры уже дал московской публике повод для споров и дискуссий: в августе на набережной перед зданием ГЭС-2 была установлена скульптура Урса Фишера «Большая глина №4», вызвавшая противоречивую реакцию. Мы сможем познакомиться с уникальным проектом нового Дома культуры и составить свое мнение о нашумевшем монументе.
13:30–16:00
Прогулка по Театру наций с заместителем художественного руководителя театра и арт-директором фестиваля Романом Должанским — прекрасная возможность послушать об уникальной стратегии театра, где нет штатных режиссеров и актеров, а каждый спектакль создается как отдельный проект. Театр наций — одна из площадок «Территории» и важный партнер фестиваля-школы. А еще он находится в здании с богатой историей, к которой у нас будет возможность прикоснуться в ходе экскурсии.
На заключительной встрече профессиональной программы Роман Должанский поделится размышлениями о прошедшем фестивале. Студенты смогут обсудить образовательную программу и осмыслить полученный опыт, вспомнить увиденные спектакли и выставки, обменяться впечатлениями от событий фестивальной жизни.
Роман Должанский Театральный критик, драматург, куратор, арт-директор фестиваля-школы «Территория», международных фестивалей NET и «Вдохновение», заместитель художественного руководителя Театра наций, член жюри Международной премии Ибсена. Работал редактором журнала «Московский наблюдатель», с 1998 года — театральный обозреватель газеты «Коммерсантъ». В 2003, 2004 и 2008 годах председательствовал в экспертном совете премии «Золотая маска».