О СОБЫТИИ
751 страница отделяет первое предложение «Капитала» от последнего. Но что стоит между ними? Кто это читал? Как часто, при каких обстоятельствах и почему?
В первой фазе своего проекта Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель приближались к предмету своего исследования благодаря многочисленным беседам, которые вели в Цюрихе, Дюссельдорфе, Берлине. Речь не шла о том, чтобы превратить «этот» текст в сценический. Единственная сцена, для этого текста разумно предназначенная — между двумя половинками книжного переплета. Хауг и Ветцель хотели узнать, какую роль играла и играет эта книга в судьбе отдельных людей. Промежуточным результатом изысканий стало понимание того, что есть люди, свободно ориентирующиеся в этом тексте, так как они посвятили ему часть своей жизни и продолжают часто с ним работать. С другой стороны, существует большой разброс — от дилетантов и предубежденных до открыто признающихся в своем незнании или полном отсутствии интереса к тексту.
Главное, что в процессе бесед нашлись люди, которые отважились выступать на территории полностью для них незнакомой — территории театра, где они не являются экспертами, в пьесе, чей текст определился только к концу репетиций — так как они сами служили источниками этого текста. Процесс репетиций стал второй фазой проекта, во время которой Хауг и Ветцель использовали театр в качестве места, где можно соединить очень разные вещи, где трение между различными компонентами становится минимальным, где небывалое качество театра, текста и жизни так смыкаются друг с другом, что при этом возникает энергия, которая высвечивает нечто другое, новое, неизвестное. Действующие лица пьесы, включая саму книгу, не только чужаки на театральной сцене, они еще настолько вежливы, что считают некрасивым постоянно повторяться. От них, как от производителей текста, это и требуется, и, одновременно, они должны защищать свою откровенность и прямоту от театра, на которую тот постоянно нападает и о которой он давно забыл. Здесь эта откровенность — не суть дела, о которой идет речь, здесь она основа для пьесы. Третьей фазой проекта становится премьера, когда действующие лица снова и снова собираются на сцене и пьеса на неопределенное время продолжается материалом их жизней.