III фестиваль современного
искусства «Территория. Магадан»
9-15 июня 2023 года
О проекте
9 - 15 июня в Магадане пройдет III Фестиваль современного искусства «Территория. Магадан».

Это проект, призванный содействовать развитию культурной жизни Сибири и Дальнего Востока, который совместно реализуют Фонд развития культуры и современного искусства «Территория», Московский музей современного искусства (ММОМА) и крупнейшая российская золотодобывающая компания «Полюс». Цель фестиваля «Территория. Магадан» — объединение профессионалов театра, танца, изобразительного и музыкального искусства, создание смотра, который знакомил бы зрителя с наиболее актуальным исполнительским искусством разных жанров.

Магадан для проведения фестиваля выбран не случайно. В 2023 году исполняется 70-лет Магаданской Области. В связи с этим жителей и гостей города ждет богатая культурная программа: спектакли столичных театров и победителей 8-го конкурса региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон». Кроме того, в этом году Фестиваль расширяет свои масштабы и географию. Помимо Магаданской, Иркутской областей, Красноярского Края, Республики Саха (Якутии), он охватит также и Хабаровский Край.

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Экспертный совет фестиваля «Территория. Магадан» представляют ведущие деятели российского театрального и современного искусства, проводники новейших культурных инициатив.
  • Юлия Пересильд
    Арт-директор фестиваля «Территория.Kids».
    Российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка Российской Федерации.
  • Юлия Клейман
    Куратор профессиональной и детской программ фестиваля «Территория.Kids»
    Кандидат искусствоведения, театровед, театральный критик, доцент кафедры зарубежного искусства РГИСИ. Член Ассоциации театральных критиков.
  • Анна Шавгарова
    Арт-директор Фестиваля театров Дальнего Востока
    Театровед, критик, руководитель литературно-драматической части Хабаровского ТЮЗа. Эксперт и член жюри фестивалей «Золотая Маска», «НовоСибирский транзит», региональных театральных фестивалей.
  • Роман Должанский
    Арт-директор фестиваля «Территория»
    Театральный критик, арт-директор многих российских и международных театральных фестивалей.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОБЕДИТЕЛИ «ПОЛЮС. ЗОЛОТОЙ СЕЗОН»
СПЕКТАКЛЬ-ПРОМЕНАД
«у меня слёзы оттого, какое здесь море синее»
10 июня в 12:00; 11 июня в 12:00 и 16:00; 12 июня в 18:00
13, 14, 15 июня в 18:00

Аудиоспектакль-променад, 18+

Копродукция театральной компании «немхат» и Мобильного художественного театра (МХТ)

Режиссер: Александр Шумилин

Иммерсивная прогулка по маршруту, проложенному через ландшафты города-порта Магадана. Нет больше зрительного зала и кресел, спектакль развернется во дворах, на детских площадках, на узких улицах и побережье Охотского моря. В его ткань будут вплетены личные истории жителей Магадана. Они поделятся своими впечатлениями и сокровенным опытом, расскажут о городе, море и, наконец, о маяке - ключевой точке маршрута. Маяк - символ дома, где нас всегда ждут, маяк напоминает о любви и о встречах, которые еще обязательно случатся.

«у меня слезы оттого, какое здесь море синее» — монологи о свете, к которому так непреодолимо тянет вернуться, напоминание о необъяснимой бесконечности жизни. Говорят, мы уйдем, а это синее море останется.

Начало маршрута: Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, фойе
Конец маршрута: Маяк

*Для посещения спектакля вам понадобится удобная обувь и теплая одежда (чтобы с комфортом провести время на протяжении всего маршрута) скаченное приложение «МХТ», заряженный телефон и наушники (желательно беспроводные). **Фотография: lessless.
ВЫСТАВОЧНАЯ ПРОГРАММА
Возможности всесторонней коммуникации
10 июня — 20 августа 2023 года

Московский музей современного искусства (MMOMA)

Куратор: Ольга Турчина

MMOMA представляет фотографическую выставку «Возможности всесторонней коммуникации», подготовленную специально для показа в Магадане в рамках фестиваля современного искусства «Территория. Магадан» и при поддержке компании «ПОЛЮС». Экспозиция сформирована на основе фотографий и объектов из коллекции музея, среди их авторов: Франциско Инфанте-Арана, Вячеслав Колейчук, Александр Павлов, Владимир Клавихо-Телепнев, Андрей Чежин, Тимофей Парщиков, Сергей Сапожников, Сергей Головач, Таус Махачева. Произведения, представленные в проекте, охватывают период с 90-х годов XX века до сегодняшнего дня.

Основной темой выставки в Магадане стала коммуникация — явление передачи и осмысления информации в социуме. Каждый из нас связан с миром через общение, с его помощью люди конструируют и поддерживают свои отношения. Иные формы коммуникации обнаруживаются и на уровне одного организма в передаче информации между клетками. И если одни виды коммуникации существуют незримо, то с другими мы сталкиваемся на ежедневной основе. Речь идет о «массовой коммуникации» — формирование коллективного сознания через СМИ, медиа, и также через произведения искусства. Последние же являются одним из средств, методов коммуникации наравне с языком, движениями тела и другими.

Одежда, архитектура, любые артефакты — все эти «продолжения человека вовне» отражаются в языке и регулируют общение. Сам по себе город также есть средство коммуникации, формирующее коллективное сознание жителей и цепь отношений с окружающей средой.

Площадка: Магаданский областной краеведческий музей, пр. Карла Маркса, д. 55
ЧИТКИ ПЬЕС СОВРЕМЕННЫХ ДРАМАТУРГОВ
  • Читка пьесы Евгении Юсуповой «Kill Кит»
    11 июня, 16:00-17:30
    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, малая сцена

    Режиссер: Анастасия Каменева

    Купить билет
    Евгения Юсупова — драматург, режиссер, сценарист. Автор пьес, которые неоднократно входили в шорт-листы известных драматургических конкурсов («Маленькая ремарка», «ЛитоДрама», «Время драмы, «Кульминация»), ставились в театрах по всей России. Как сценарист является лауреатом Поволжского кинофорума, вошла в шорт-лист кинофестиваля «Лампа»-2022, стала финалистом всероссийского конкурса социальных роликов «Ты не один» (2022).

    Одноактная пьеса «Kill Кит» («Убей кита») была написана в 2021 году. Имеет подзаголовок «Грустная чукотская песня об исчезновении маленькой семьи и целого народа». Проблемы далекого Севера, Чукотки, где повсюду - нищета, пьянство, запустение. Кажется, нормальная жизнь осталась в далеком прошлом, которое обросло легендами и окутано ореолом романтики. Несмотря на царящую вокруг депрессию, главная героиня Катя, дочь непутевых родителей-алкоголиков, отправленная ими в детдом, пытается «выплыть на поверхность», победить унылое настоящее и оставить позади грезы и воспоминания ее матери и отца. В пьесе «Kill Кит», с одной стороны, поднимаются остросоциальные вопросы, с другой – она выходит в экзистенциальную плоскость, в широкое море, где слышны крики чаек, плеск волн и где-то далеко плывут огромные, прекрасные киты. Пьеса была поставлена в Астраханском драматическом театре (режиссер Александр Огарев).

    Анастасия Каменева — заведующая труппой Магаданского музыкального и драматического театра, педагог
  • Читка пьесы Андрея Иванова «Август - 6»
    13 июня, 16:00-17:30
    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал

    Режиссер: Андрей Гордин

    Купить билет
    Андрей Иванов — белорусский и российский драматург, сценарист, поэт, прозаик. Родился в Благовещенске, закончил филологический факультет Брестского университета имени А.С. Пушкина и курс «Сценарное мастерство» в Минской киношколе. Работал журналистом в белорусских СМИ, редактором в издательстве. Пишет сценарии и пьесы, которые неоднократно становились лауреатами и финалистами конкурсов драматургии - «Авторская сцена», «Исходное событие», «Действующие лица», «Любимовка», «Евразия». В 2016 году историческая драма «Крестовый поход для детей» победила в международном конкурсе драматургии «Баденвайлер» (Германия). Пьеса «С училища» признана «Пьесой года – 2017» по итогам объединенного драматургического конкурса «Кульминация», она много раз ставилась и в Москве, и в региональных театрах. В 2018 году была выдвинута на премию «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа драматурга» (со спектаклем Серовского театра драмы им. А.П. Чехова). Пьесы Андрея Иванова публикуются в крупных литературных журналах, они переведены на многие языки, ставятся не только в России, но и в Польше, Эстонии, Белоруссии, Латвии, Чехии.

    Пьеса «Август - 6» (2018 год) – фантастическое путешествие маленького мальчика Саши на самодельном корабле в открытый космос. Он отправляется спасать планету, пославшую ему сигнал бедствия. Но это только внешняя сторона событий. На самом деле он придумывает весь этот мир, чтобы скрыться от гнетущей реальности. Его полет – символическое возвращение в прошлое, в тот страшный день, когда погибла его мама. Обрывки воспоминаний то и дело врываются в повествование. Эта пьеса – о мучительном проживании ребенком смерти близкого человека, о взрослении, принятии потери и начале новой жизни. «Август 6» был поставлен в Русском театре драмы имени М.Ю. Лермонтова в Абакане (республика Хакасия), эскизы спектаклей по ней были представлены на лабораториях в разных городах России.

    Андрей Гордин — московский режиссер, актер, педагог, работает в Мастерской Брусникина.
  • Читка пьеса Марии Малухиной «Василисса»
    14 июня, 16:00-17:30
    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал

    Режиссер: Алексей Мартынов

    Купить билет
    Мария Малухина — молодой писатель, драматург, сценарист, режиссер. Закончила бакалавриат МГИМО, в Великобритании получила две магистерские степени (сценарист и режиссер кино и ТВ). Рано добилась успехов на родине и за рубежом, как в написании сценариев (для короткометражных и полнометражных фильмов), так и драматургии и в большой прозы. Вошла в двадцатку финалистов престижного международного сценарного конкурса Jameson First Shot в 2017 году. Ее дебютная пьеса «Замыкание» (2018 г.) попала в шорт-листы или стала финалистом многочисленных конкурсов драматургии — «Действующие лица», «Любимовка», «Евразия», «Авторская сцена», а также международного конкурса «Баденвайлер» (Германия). «Барбетт одевается» победила в Международном конкурсе драматургов «Евразия» в номинации «Пьеса для большой сцены» (2019 г.) В 2020-ом году вышел первый роман Марии «Прочь от моря». Ее пьесы с успехом идут на столичных сценах (РАМТ, Театр.doc, Пространство внутри) и в театрах по всей России.

    Пьеса «Василисса» была создана в рамках Мастерской детской драмы «10 минус», проходившей в РАМТе в 2020-ом году. И сразу взята в репертуар – спектакль Филиппа Гуревича стал лауреатом премии театрального фестиваля для детей «Арлекин-2022». В основе «Василиссы» - сказочный сюжет, по мотивам славянского фольклора, но эта пьеса рассчитана далеко не только на детскую аудиторию. Главная героиня – необычный подросток, она обладает особым даром, умеет творить чудеса. То ли человек, то ли лесная принцесса. В поисках справедливости, но в большей степени из жажды приключений она покидает замкнутый мир родной деревни, где ведет с родителями отшельнический образ жизни, и отправляется в таящий множество опасностей, темный, непроглядный лес. На этом пути ей предстоит встретить немало опасностей, проявить недюжинное мужество и смелость, встретить свою любовь, и наконец, взять на себя ответственность и навсегда проститься с детством.

    Алексей Мартынов — московский актер и режиссер, работает в Мастерской Брусникина.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В этом году впервые профессиональная программа «Территория. Магадан» открыта для молодых специалистов сферы культуры и искусства из регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Она предназначена для всех специалистов — от актеров до художников по костюмам и гриму.


СПИСОК УЧАСТНИКОВ, ПРОШЕДШИХ ЭКСПЕРТНЫЙ ОТБОР НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ:

1 Авдеев Михаил Викторович (Красноярск)
2 Адутов Артём Ренатович Россия (Тюмень)
3 Бакушева Виктория Викторовна (Красноярский край, Мотыгино)
4 Балашова Анастасия Александровна (Челябинск)
5 Банцеева Ольга Константиновна (Уссурийск)
6 Белько Любава Борисовна (Новосибирск)
7 Ботаков Антон Валерьевич (Республика Саха Якутия, Якутск)
8 Васильева Маргарита Борисовна (Республика Саха Якутия, г.Нюрба)
9 Грибанова Виктория Александровна (Комсомольск-на-Амуре)
10 Джан-Ша Яна Александровна (Хабаровск)
11 Игнатенко Татьяна Сергеевна (Хабаровск)
12 Калиниченко Антон Владиславович (Хабаровск)
13 Киселева Ольга Михайловна (Иркутск)
14 Курилович Софья Олеговна (Хабаровск)
15 Ливенцов Андрей Андреевич (Магадан)
16 Манза Анатолий Максимович (Владивосток)
17 Макаров Павел Витальевич (Владивосток)
18 Макарова Анастасия Ильинична (Кузбасс, г.Кемерово)
19 Нестерчук Анна Александровна (Хабаровск)
20 Прокопчук Анастасия Сергеевна (Иркутск)
21 Уланова Ирина Олеговна (Казань)
22 Федорцова Вероника Андреевна (Магадан)
23 Шамаев Евгений Сергеевич (Республика Саха Якутия, Якутск)
24 Юшко Максим Дмитриевич (Красноярский край, Мотыгино)
  • О главном и второстепенном в творчестве и музыке
    10 июня, 10:00-11:30
    Лекция

    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал
    «Размышления вне поля привычных стандартов и рамок. На что нужно ориентироваться, когда занимаешься творческой профессией? Я буду говорить о создании нового, о том, что человек должен не бояться идти по нехоженым тропам».

    Пётр Дранга — исполнитель, композитор, продюсер, основатель неоклассического оркестра DYP Orchestra.
  • Бытовая археология
    10 июня, 14:00-15:30
    Лекция

    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал
    Полина Кардымон расскажет о своих перформативных и художественных проектах в театре и за его пределами: о локальных контекстах, о «медиумах», через которых она работает. И в целом о децентрализации искусства, о том, как существуют независимые художественные самоорганизации.

    Полина Кардымон — режиссер, художница, перформер, куратор, резидентка «Лаборатории современного искусства» (Новосибирск).
  • Как идею превратить в проект?
    11 июня, 12:00-13:30
    Лекция

    История развития проекта и фестиваля Context: от творческой лаборатории до институции
    Как создавался бренд фестиваля Context (ранее – Сontext. Diana Vishneva)? Как менялся формат проекта за 10 лет его существования? Какие ресурсы необходимы для запуска структурных изменений в организации? Какие есть плюсы и минусы в работе некоммерческой организации? Обо всем этом расскажет Татьяна Бабина.

    Татьяна Бабина – исполнительный директор фестиваля Context.
  • Как идею превратить в проект?
    11 июня, 14:30-15:30
    Лекция

    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал
    Екатерина Якимова поделится своим богатым продюсерским опытом и очертит весь путь «от идеи до проекта». Как правильно сформулировать миссию и задачу проекта, каковы показатели его успешности, как определить, в чем его уникальность и конкурентоспособность? Как набрать профессионалов в команду? Что такое проработка проекта: как составляется смета, выстраивается система управления, определяются контрольные точки? Что такое «управленческое планирование» и «финансовое планирование»? Что такое unit-экономика и зачем ее нужно считать? Что грамотному руководителю частного проекта нужно, чтобы добиться успеха? Какие есть лайфхаки? И что делать, когда проект реализован?

    Екатерина Якимова — театральный продюсер, файндрайзер, директор фонда современного искусства «Территория» и фестиваля «Территория. Kids».
  • Этикет поведения на съёмочной площадке
    11 июня, 18:30-19:30
    Лекция (онлайн)

    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал
    Что такое съемочная площадка? Как там все устроено? Как сориентироваться в своей первй съемочный день и сделать так, чтобы он оставил приятные воспоминания, а не травму на всю жизнь? Обо всей тайнах съемочной площадки расскажет актриса Юлия Пересильд.

    Юлия Пересильд – российская актриса театра и кино, арт-директор фестивалей «Территория» и «Территория. Kids», заслуженная артистка РФ.
  • Театр и город
    12 июня, 10:00-11:30
    Мастер-класс

    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал
    Лекция Юлии Клейман посвящена site-specific театру: когда он зародился и как существует сейчас. Этот театр, где место действия является одним из персонажей, нередко ассоциируется с ультрасовременными, экспериментальными формами. Тогда как такие спектакли появились уже в 1920-ые годы, а во второй половине XX века стали частью театрального мейнстрима. Юлия расскажет о постановках в бассейне, на вокзале, в квартире и на улице. О разных типах спектаклей и о сложностях/возможностях их продюсирования. А также о том, как театр может продуктивно взаимодействовать не только с самыми разными городскими пространствами, но и с горожанами.

    Юлия Клейман – театровед, театральный критик, куратор множества фестивалей и лабораторий, доцент РГИСИ и Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.
  • Как собрать спектакль-конструктор?
    12 июня, 12:00-14:00
    Мастер-класс

    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал
    Александр Шумилин расскажет на примере реализованных «немхатом» проектов о том, как создается современный театральный продукт. Участники подготовят концепцию-конструктор спектакля или перформанса, которую смогут в дальнейшем воплотить в жизнь.

    Александр Шумилин — режиссер, создатель независимой театральной компании «немхат» (Пермь).
  • Театральная культура Дальнего Востока: история и современность
    13 июня, 10:30-12:00
    Лекция

    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал
    Анна Шавгарова расскажет о театральной жизни на самых восточных окраинах России: с момента ее зарождения в 1860-ые годы и по сей день. Об ее особенностях и отличиях, связанных с историей этого региона. Почему самый репертуарный драматург России Александр Николаевич Островский не был популярен на Дальнем Востоке? Как исторические события (революция 1917 года, Русско-японская война, строительство Китайско-Восточной железной дороги) влияли на театр? Как здесь появились Корейский, Китайский Нанайский и Еврейский театры?

    Анна Шавгарова — театровед, преподаватель, руководитель литературно-драматической части Хабаровского ТЮЗа.
  • Грантовый менеджмент. От заявки до отчета
    13 июня, 12:30-14:00
    Лекция

    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал
    Как правильно описать хороший проект, чтобы выиграть грант? На что стоит обратить особое внимание, какие стороны подчеркнуть в заявке? Как дальше работать с грантом и грамотно составить отчет? Обо всех тонкостях этого непростого менеджерского дела расскажет Ольга Лемза.

    Ольга Лемза — специалист по работе с договорами и грантами, с 2019 года работает в Фонде развития культуры и современного искусства «Территория». Составляет заявки для частных благотворительных фондов и государственных организаций.
  • Работа режиссёра с текстом
    14 июня, 10:30-12:30
    Мастер-класс

    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал
    Что важно учитывать режиссеру, когда начинается работа над спектаклем? На что стоит обратить внимание при чтении пьесы? Как ставить задачи актерам и художникам? Андрей Гордин поделится с участниками профессиональной программы своими навыками и секретами мастерства.

    Андрей Гордин — режиссер, актер, педагог, работает в Мастерской Брусникина.
  • Творческая встреча
    14 июня, 13:00-15:00
    Мастер-класс

    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал
    Сергей Чонишвили прочтет рассказ Варлама Шаламова «Зеленый прокурор» из цикла «Колымские рассказы» и ответит на вопросы аудитории. В этом очерке автор описывает известные ему случаи побега из лагерей Колымы. На воровском жаргоне «зеленый прокурор» означает весну, обновление, тягу к свободе и побег. Даже когда у заключенных не было никакой надежды на успех, они все равно совершали попытку бегства - слишком невыносимыми были условия их содержания, особенно в 1937-38 гг. прошлого века.

    Сергей Чонишвили — актер театра и кино, заслуженный артист РФ, писатель, поэт, мастер озвучки и дубляжа.
  • Неочевидные очевидности, техническое продюсирование
    15 июня, 11:30-12:30
    Лекция

    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал
    Что такое техническое продюсирование и технический менеджмент? Что нужно учитывать при выпуске спектакля? Как составляется основная документация спектакля: паспорт, райдер, график? Как происходит взаимодействие с технической группой: от репетиции до гастролей? Обо всем этом – в лекции Станиславы Мироновой.

    Станислава Миронова – технический директор в Фонде «Территория», сотрудничает с «Золотой Маской». Окончила продюсерский факультет РАТИ (ГИТИС). Прошла путь от администратора до административного директора. Работала в продюсерском центре «Арт-Профи», ТЮЗе, на фестивале-школе «Территория» и в Театральной компании Евгения Миронова. С 2007 года заняла должность помощника художественного руководителя в Театре Наций. А позже – заведующего постановочной частью. Параллельно в качестве технического директора работала Театре Моссовета, театре «Центр драматургии и режиссуры», фестивале искусств «Вдохновение», Дягилевском фестивале и др. Организовала и обеспечила технического сопровождение более 1000 мероприятий в сфере культуры, более 100 гастрольных туров ведущим театрам по всему миру. Имеет опыт проектной работы (на фестивале «Пасхальный», Международном театральной фестивале имени А.П. Чехова, в компании «Wonderloft», Театральном агентстве «Арт-партнер XXI», Благотворительном фонде «Артист» и др.)
  • Фестиваль своими руками
    15 июня, 13:00-14:30
    Лекция

    Магаданский музыкальный и драматический театр имени М. Горького, балетный зал
    Как правильно составить бюджет фестиваля и распорядиться им, «не уйдя в минус»? Как добиться максимального результата минимальными средствами? Лекция Михаила Синева будет посвящена организации фестиваля и формированию команды.

    Михаил Синев — продюсер. Закончил МИРЭА по специальности инженер-конструктор электронно-вычислительных средств. Сменил множество профессий: был и сторожем, и курьером, и заведующим складом, и программистом, наконец, директором рок-клуба.С 1997–2005 гг. — руководитель фестивального штаба, а затем исполнительный директор фестиваля «Золотая маска». С 2005 – 2010 гг. — учредитель, креативный продюсер и директор проекта и фестиваля игрового и документального кино «Кинотеатр.doc». Был продюсером фильма «Пыль» (режиссер Сергей Лобан), документальных фильмов Валерии Гай-Германики, Наталии Мещаниновой и др. В 2006 году стал генеральным директором киностудии «Пассажир». В 2008 году – учредитель Большого Фестиваля Мультфильмов (БФМ). С 2010 года занимается продюсированием телесериалов. С 2012 – 2015 гг. - исполнительный и креативный продюсер производства сериалов на СТС Медиа. С 2012 – 2013 гг. – заместитель генерального директора по репертуарной политике «Московского кино»; с 2015 – 2017 гг. - креативный и музыкальный продюсер телекомпании Sony Picture Television. С 2017 – 2021 гг. - продюсер дирекции телекино на телеканале «Россия-1». В 2021 году – генеральный продюсер театрально-музейного проекта THEATRUM 2021, АНО. С 2022 года – финансовый директор Фонда «Территория». В качестве продюсера лауреат множества премий в области игрового и неигрового кино российских и международных кинофестивалей, в том числе ММКФ, Кинотавра, Киношока, Каннского кинофестиваля, Роттердамского кинофестиваля и др.
ПО ВОПРОСАМ ФЕСТИВАЛЯ
Для вопросов по программе: info@territoryfest.com
Для вопросов по профессиональной программе: school@territoryfest.com