Архив мероприятий

ЯВЛЕНИЕ КАРМЫ — ГОЗАРАШИ

О СОБЫТИИ


«Явление Кармы — Гозараши» — одна из последних работ Кудо. Танцевальное соло, где он выступает не только как хореограф, но и как исполнитель. Идея спектакля пришла к Кудо неожиданно во время путешествия в Тохоку. Именно там, в маленьком деревенском саду своего дедушки, он увидел древние деревянные статуи богов. Тут же возник импульс — придумать спектакль, в основе которого будет тема столкновения древней, мудрой и мощной традиции и современной цивилизации. Кудо считает, что люди в современном мире отрезаны от традиции, и это для человека разрушительно. “Gozarashi” — буквально означает человека, который подвергает опасности свою карму (так мы говорим о том, кто делает что-то очень предосудительное). Спектакль Кудо именно об этом конфликте, где борются два противоположных начала: мудрая природа и дикая современность. И неизвестно, кто победит в этой битве.

О танце буто

Буто, «танец темноты», возник в Японии в середине прошлого века. Основатели буто — танцоры Кадзуо Оно и Тацуми Хидзиката. В начале XX века в японской культуре, впрочем, как и в мировой, лидирующее место занимала классическая балетная школа — прыжки, полеты, поддержки… Все это очень сложно удавалось идеально воплотить, присвоить японским танцовщикам. Существенная преграда — определенная телесная структура — небольшой рост, неидеальное, в классическом балетном понимании, строение ног. Чужие системы координат мешали добиться первоклассного результата и дальнейшего развития. В 1959 году Тацуми Хидзиката поставил спектакль по роману Юкио Мисимы «Запретные удовольствия» и совершил революцию в мировом современном танце. Новаторство Хидзикаты состояло в том, что он сделал особый акцент не на движении тела, а на теле как таковом. Здесь нет прыжков, подскоков, вращений. Искаженная, рассеянная пластика, движения, словно распадающиеся в пространстве, — в основе техники буто. А в нарочитой замедленности, во внутренней сосредоточенности и в спокойной созерцательности угадываются более древние влияния, идущие от театра Но и трехстиший хокку.





Танцор буто стремится к слиянию с природой, апеллируя не к рассудку, а к чувствам зрителя. Тело словно уподобляется сосуду, который надо опустошить, освободить от всего личного, чтобы наполнить чем-то чужим, инородным, будь то дух дерева, сухого листа или старой женщины. Искусство телесного движения буто заменяет ощущением, подробным исследованием сущности собственного тела. Человеческое тело — неповторимо. Оно — сосредоточение конфликтов, загадок, вопросов. Хидзиката любил повторять: «Этот танец нельзя выучить путем упражнений. Его движения тело с годами усваивает непроизвольно. Это философия, мировоззрение, путь жизни. Поэтому в буто нет определенных упражнений. Мой танец является материализацией того, что скрывается в глубинах моего тела, моего подсознания».
Неслучайно в Японии во многих психо-неврологических клиниках практикуются упражнения буто и назывются они не иначе как «лекарство для души».

2009