О СОБЫТИИ
Сценическая кантата / Симфонический перформанс в четырех действиях
Название этого произведения, его сценическая идея и подзаголовок — своего рода двойной парафраз.
С одной стороны, обыгрывается известный латинский термин “Deus ex machina” — калька с греческого ἀπὸ μηχανῆς θεός — «Бог из машины». В античном театре так назывался персонаж из мира богов, который в развязке спектакля появлялся неожиданно (например, спускался с небес) при помощи специальных механизмов и своей высшей волей разрешал запутанные проблемы героев. Машиной в древнегреческом театре назывался кран, который поднимал актера над сценой, позволяя ему таким образом «летать». Со временем выражение “Deus ex machina” превратилось в нарицательное обозначение любого неожиданного вмешательства извне, в корне меняющего весь ход событий.
В произведении Андреаса Мустукиса и Димитриса Яламаса “Deus ex machina” название перефразировано в женском роде множественного числа. «Богини из машины» — это певицы, сидящие в вертолетах. Таким образом, возникает второй парафраз — на “Helikopter-Streichquartett”, знаменитое сочинение немецкого композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена, написанное им в начале 1990-х годов для струнного квартета с участием четырех вертолетов.
Авторы особенно подчеркивают, что их произведение во многом перекликается с мотивами из трагедий Эсхила.