О СОБЫТИИ
Анатолий Осмоловский — художник, теоретик, куратор. Один самых ярких левых интеллектуалов и бунтарей 1990-х. Лауреат Премии Кандинского в номинации «Художник года» (2007).
Главная тема его лекции — принципиальное различие между театром и перформансом. В современном изобразительном искусстве различные театрализованные события нашли свое применение уже в начале ХХ века. Футуристы, дадаисты были первыми, кто начал массированно применять различные театральные приемы. В 1960-е годы в период возникновения поп-арта и движения «Флюксус» произошло теоретическое осмысление этой практики. Именно тогда появились такие термины как хэппенинг, перформанс, художественная акция, жест. Между этими видами арт-активности существуют серьезные различия. Но еще более принципиальные различия можно обнаружить между перформансом (во всех его видах) и театром.
Современный театр — явление сложное, он вобрал в себя многие находки экспериментального искусства ХХ века (и добавил свои собственные). Поэтому отличия этих двух видов искусства (театра и художественного перформанса) лучше всего видны в их основах. Перформанс произошел от скульптуры. Это своего рода оживленная скульптура. Следовательно в основании перформанса — неподвижность, статика. Эта конститутивная особенность оказывает значительное влияние и на визуальную сторону перформанса, и на смысловую.
На лекции Осмоловского планируется показ фрагментов наиболее эмблематичных российских перформансов 1990-х годов, а также произведений некоторых известных западных художников.