О СОБЫТИИ
18+
Премьера состоялась 12 мая 2014 года
Продолжительность спектакля 2.50 с антрактом
Константин Богомолов, филолог по первому образованию, обращается к тексту, который стал одним из ключевых в культурологии XX века, – к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Именно на этом материале философ и теоретик искусства Михаил Бахтин разрабатывал теорию смеховой культуры, отрицающей серьезность и догматизм. Его представления о карнавале, отменяющем любые иерархии, как нельзя лучше описывают театр, о котором мечтает Богомолов (режиссер, помимо всего прочего, вернул в обиход актуального искусства жанры капустника и умной комедии). «Гаргантюа и Пантагрюэль», самая веселая книга на свете, – текст, такой же принципиальный для режиссуры Богомолова, как и проза его любимого Владимира Сорокина.
Новый спектакль звучит не менее жестким диагнозом современной России, чем предыдущие работы режиссера: «Идеальный муж», «Кара- мазовы», варшавский «Лед» – но вместе с тем отличается от них: вместо антиутопии Богомолов создает утопию. В этом мире, бесконечно далеком от сегодняшнего, тело и культура свободны от иерархий и запретов, а в их отсутствие отношения между друзьями, супругами, детьми и родителями приближаются к идеалу.
Иллюстрировать фантазию Рабле, рисующую великанов, путешествия на край света, чудесные страны за морем – все равно что обречь театр на поражение. Богомолов это знает и апеллирует исключительно к воображению зрителя. Стиль постановки восходит к его минималистским зарубежным работам «Мой папа – Агамемнон» и «Лед»: режиссер демонстративно отказывается от эффектов, доверяя только тексту.
Солистами в этом театре звучащего слова становятся Виктор Вержбицкий, Сергей Чонишвили и Сергей Епишев: три случая, пожалуй, самого точного актерского попадания в эстетику Богомолова.
Режиссер фиксирует тектонические сдвиги в сознании российского человека: конец культуры всеприятия и грядущий «великий холод».
Павел Руднев, «Театрал»
Раблезианские великаны состарились и умерли. Настала эра пигмеев, расчленяющих единую целостность жизни на высокое и низкое, правильное и ошибочное, выстраивающих вертикали и множащих бессмысленные табу.
Анна Степанова
Читать о спектакле на сайте Театра Наций